Сотвори себя Косметика и парфюмерия Энциклопедия Часть 2-я

 Сотвори себя    Косметика и парфюмерия   Энциклопедия Часть 2-я

Сотвори себя Косметика и парфюмерия Энциклопедия Часть 2-я

Искусственный иланг. Иланговое масло, получаемое химическим путем, по запаху является равноценной заменой натурального масла, добывается из растения илангиланг.

Находит широкое применение в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.
 

История парфюмерии.

Парфюмерия прошла долгий, путь развития. Совершенствовалась сырьевая база, расширялся ассортимент выпускаемых изделий.
 
Археологами обнаружена парфюмерная фабрика 1 в. до н. э. в районе Мертвого моря: ручные жернова для растирания трав и растений, котлы, в которых изготовлялась парфюмерия, амфоры и флакончики с душистыми веществами. 
Первые парфюмерно-косметические фабрики появились в конце ХVll - начале ХlХ в. Вырабатывали они главным образом пудру, помаду для волос, «личную помаду» и т. п. Парфюмерные изделия стали выпускать позднее. Первый видом парфюмерной продукции был цветочный одеколон, предназначался он для гигиенических целей и освежения воздуха. Для отдушивания костюма, белья, волос одеколоны стали употреблять позднее. В композицию большинства одеколонов входили цитрусовые масла, которые придают парфюмерным изделиям освежающие свойства.
 
Пожалуй, первыми «духами» можно считать так называемые «дымные духи». Их получали при сжигании некоторых видов цветов и веток. ‚Чаще всего использовали ветки мирты. Приятный запах, исходящий от сжигаемых растений (цветов, веток, чаще всего мирты) впитывался в кожу, одежду.
Широко использовался фимиам, извлекаемый из Деревьев, растущих в Южной Аравии и Сомали. Находящиеся в нем смолы, каучуковые вещества и эфирное масло ‚при курении оказывали не только приятное эмоциональное воздействие на людей, его употребляющих, но и обладали дезинфицирующими свойствами. Колыбелью ароматов, используемых для ароматизации кожи, волос, одежды, считаются восточные страны от Египта до Китая. Древнегреческий историк Геродот (1 век до н.э.), путешествуя по странам Азии, Египта, побережья Черного моря, наблюдал, как ассирийцы натирали тело ароматическими мазями, душили волосы, бороду. Умащивание маслами связывалось со всеми ритуальными обрядами. Оно до сих пор сохранилось в римско-католической и православной церкви. А состояло святое масло из ароматических веществ — мирры, корицы, аира и оливкового масла. В античной Греции для ароматизации применяли смолы, бальзамы, фиалку, лаванду, мяту. Эти‚ душистые вещества перекочевали в Грецию из стран Ближнего Востока. А из Греции они распространились в Римскую империю. У древних римлян в банях использовались различные эссенции. Тело смазывали и массировали с помощью разнообразных масел. Свежие цветы разбрасывали по полу и столам, чтобы были приятные ароматы. Римляне совершенствовали производство ароматических веществ; они кипятили их в масле с травами, после кипячения извлекая из масла траву и добавляя свежую порцию, до тех пор, пока не получалась нужная концентрация. 
 
С падением Римской империи парфюмерия исчезает из употребления. Появление парфюмерных препаратов в дальнейшем связано с культурой арабов. В конце первого тысячелетия они открыли метод дистилляции и научились добывать‚ эфирные масла (незаменимые для производства парфюмерии) и производить алкоголь (спирт - необходимый компонент парфюмерных изделий).
 
В средние века высокого расцвета достигла парфюмерия в Италии. Страна, богатая цветами, масленичными растениями, не могла не использовать это. В том жидком виде, в котором мы знаем парфюмерию (хотя духи, например, есть и твердые, и порошкообразные, и в «лис-точках»), она появилась под названием «кельнская вода».
В ХVll веке парфюмерия при посредстве королевы Екатерины Медичи широко распространилась во Франции. Внедрялась она робко, а во времена правления Людовика Х\/ достигла большого расцвета. Королевский двор и зажиточные слои общества тратили на нее огромные суммы. Двор Людовика ХV так и вошел в историю как «душистый двор». Людовик ХV продолжил традиции своего предшественника. Затем, в период французской буржуазной революции 1789 г., наступило затишье. Но в первые же годы правления Наполеона  парфюмерия вновь переживает взлет. В этот период французская парфюмерия выходит на первое место в мире, которое принадлежит ей до сего времени.
 
 

Красители служат для окраски парфюмерной жидкости.

При изготовлении парфюмерных изделий используют органические растворители. Красители применяются не для всей парфюмерной продукции, а лишь для отдельных видов.
 

Лавандовое масло — эфирное масло, получаемое из соцветий лаванды.

Представляет собой бесцветную жидкость с запахом лаванды, обладает выраженными антисептическими свойствами. В состав масла, получившего широкое применение в косметике, входят линалоол, его  сложные эфиры, кумарин, тритерпеновые соединения, дубильные и бактерицидные вещества. Применяется для получения парфюмерных композиций. Вводится в рецептуру косметических препаратов — зубных паст, кремов, средств для ухода за волосами, дезодорантов. Используется в качестве отдушки для компактной пудры. Применяется при изготовлении туалетного мыла.
 
 

Мимоза — род растений семейства мимозовых.

Встречается в виде деревьев, кустарников, лиан, трав. Существует около 500 видов мимозы, которые произрастают в тропических и субтропических странах, Америке. В нашей стране мимозой называют также некоторые виды акации. Сырье для производства парфюмерии. 
 

Мирра (греч. туггпа) — ароматическая смола, получаемая в результате подсечки коры тропических деревьеврода коммифора семейства бурзеровых.

Эти деревья растут в Южной части Аравийского полуострова и в Северо-Восточной Африке.

Мирта (мирт) — род вечнозеленых кустарников и деревьев семейства миртовых.

Около 100 видов произрастает в субтропиках и тропиках, в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. В парфюмерии используются листья и другие части растения, содержащие эфирное масло.
 

Мужские духи

отличаются от женских более сильным, свежим запахом с преобладанием в композиции ароматов полевых цветов или леса, древесных нот. Они менее раздражают обоняние, чем женские. Так же, как и женские, мужские духи подразделяются по характеру и типу запаха на дневные и вечерние, для деловой обстановки и торжественных случаев.
 

Мускус — пахучее зернистое вещество темно-коричневого цвета, добываемое из желез самцов мускусной кабарги (безротото оленя).

Он обитает в Восточной Сибири, Северной Монголии, Центральной, Юго-Восточной и Средней Азии. Получают мускус и из желез мускусной крысы (ондатры). Среди ароматических веществ животного происхождения, используемых в производстве парфюмерии, мускус является одним из наиболее ценных. 
 

Настои в парфюмерии — неизменная составная часть многих видов парфюмерной продукции.

Их получают путем извлечения ароматических веществ этиловым спиртом из сырья растительного и животного происхождения и вместе со спиртом добавляют к духам. Настои позволяют ввести в рецептуру, вещества, которые не могут быть добавлены иным способом. Кроме того, они придают парфюмерной жидкости более полный залах, чем эфирные масла, а также необходимы для фиксации и усиления запахов. Наличие в них смолистых, воскообразных и других Труднолетучих веществ дает возможность повысить стойкость духов.
 

Натуральные эфирные масла — парфюмерные изделия, применяемые для придания приятного запаха одежде, белью, носовым платкам, а некоторые (например, лавандовое), кроме того предохраняют одежду от поражения молью.

 
Продаются эфирные масла в стеклянных ампулах (розовое, лавандовое и др.) по 0,5 г.  Лавандовое эфирное масло может быть использовано не только для отдушки одежды и белья, но и в лечебных целях.
 

Одеколоны  водно-спиртовые растворы душистых веществ, содержащие 2-5% композиции.

Композиции отдельных видов одеколонов содержат 6-9% ароматических веществ, а некоторых — менее 2%. Одеколоны используются для отдушивания волос, кожи, белья, одежды, а многие — в качестве гигиенических и освежающих средств. От процентного содержания ароматических веществ зависит сила запаха.
 
История одеколонов связана с появлением в 1709 г. Кельнской воды, по имени г. Кельна, где ею торговали. Во второй половине ХVll в. кельнскую воду завезли во,Францию. Там она получила название «О де`колон» что в переводе означает, кельнская вода.
 
Позднее парфюмеры стали дополнять композицию этой воды различными цветочными ароматами. В связи с тем,что одеколоны изготовляют на основе тех же композиционных ароматических веществ, что и духи (разница лишь в процентном отношении душистых веществ в композиции, спирта, воды), то они часто имеют те же названия, что и духи.
 
Одеколоны различают по характеру запаха, содержанию композиции, стойкости (см. Стойкость запаха парфюмерии), цвету и т. д. Их выпускают для мужчин и женщин, для любого возраста.
 

По содержанию композиции, соотношению спирта и воды одеколоны, так же, как и духи, Подразделяют на четыре группы:

 
группа «Экстра» — одеколоны, содержащие 3—5% композиции, около 80% спирта и воду (иногда красители). Некоторые одеколоны этой группы могут содержать и больший проценткомпозиции. 
 
  • группа «А» — одеколоны, содержащие 3—5% композиции. 70% спирта, воду (иногда красители)
  • группа «В» — одеколоны с содержанием композиции 3—4%, 70% спирта, воды (иногда красителей).
  • группа «В» — одеколоны, содержащие 2—396 композиции. не менее 60% спирта, воду (иногда красители).
 
По цвету одеколоны выпускают окрашенными и неокрашенными. По характеру запаха различают одеколоны: цветочные (см.), цветочно-фантазийные (см.), фантазийные.
 
Знание классификации одеколонов по содержанию композиции, характеру и типу запаха помогает в их выборе в соответствии с сезоном, временем дня, обстановкой, индивидуальностью человека, а также учитывается при их использовании. См.
 
 

Парацетамол — синтетическое душистое вещество, обладающее запахом тмина. Присутствует такой аромат в тминном, анисовом, мускатном шалфее и др.

Синтетически создают запах дегидратацией различных терпенов, 
 
 

Парфюмерная композиция — сложная смесь душистых веществ (см.), обладающая интенсивным запахом, придает парфюмерной жидкости характерные свойства.

Приготовление композиции является наиболее важной операцией в технологии производства парфюмерных изделий. Для ее получения берут в различных вариантах смеси из `гармонически сочетающихся по запаху натуральных и синтетических душистых веществ (иногда до 90 и более видов).
 При создании нового запаха специалист парфюмер составляет композицию путем подбора гармонически сочетающихся в том или ином соотношении душистых веществ. Это сложный и кропотливый труд; так. При составлении композиции парфюмер должен учитывать, что одно и то же вещество в зависимости от концентрации разведения может пахнуть по-разному. Например, индол, имеющий тошнотворный запах, в слабой концентрации пахнет жасмином. Ионон в больших концентрациях пахнет смолой, в малых — фиалкой.
 
Из обилия душистых веществ с приятным или неприятным запахом парфюмер создает свои «произведения». При этом он следует тем же закономерностям, которые существуют в мире естественных ароматов растений. См. Запахи в парфюмерии.
 
Специалист-парфюмер должен обладать очень-тонким обонянием, высоким эстетическим вкусом и хорошей интуицией в подборе различных душистых веществ. Составляя композицию, он выбирает ведущий запах, который обычно состоит на двух, трех, четырех разных ароматов. Далее к ним добавляются гармонические заполнители, сопровождающие основной запах и придающие ему нужный оттенок, делая его аромат ярче, полнее.
Парфюмерная  композиция может состоять из 30—80 различных ароматических  компонентов. далее парфюмерную композицию растворяют в этиловом спирте, добавляют настои, усиливающие запах композиции, повышающие стойкость духов и замедляющие испарение. Затем парфюмерная жидкость выстаивается в специальных герметических стальных аппаратах со стеклоэмалевым покрытием. Процесс этот очень важен. Во время выстаивания — настаивания душистые вещества взаимодействуют между собой и со спиртом, труднорастворимые части отделяются, отстаиваются, а парфюмерная жидкость приобретает цельный, гармоничный запах. Исчезает резкий запах спирта, неприятные запахи некоторых душистых веществ.
 

Парфюмерные наборы.

При подборе парфюмерии следует исходить из того, что парфюмерные изделия разного ароматического направления могут. внести дисгармонию в обонятельные ощущения. Чтобы этого не произошло, лучше приобретать наборы, в  которых объединяются парфюмерные, либо парфюмерные и, косметические, а иногда и гигиенические средства одного направления. Это могут быть духи и одеколоны, Одеколоны и лосьоны, духи, одеколоны и туалетные воды, а также, кроме духов, одеколонов, туалетных и душистых вод косметические средства — шампуни, дезодоранты, кремы и пр. Иногда в наборы кроме парфюмерных изделий и косметических препаратов входит и туалетное мыло.  Они могут иметь один ведущий запах с разными оттенками.
Другие наборы состоят из духов и одеколонов одного названия и аромата, но с разной интенсивностью. Существуют наборы духов, одеколона и губной помады, духов, одеколона, пудры и губной помады; духов, одеколона, крема; духов и туалетного мыла; душистой воды и туалетного мыла и т. д. См. Пользование парфюмерией.
 

Подбор женской парфюмерии.

Духи, одеколоны, туалетные воды только тогда будут приятными и принесут радость их владельцу и окружающим, когда они гармонируют с одеждой, обстановкой, возрастом. Кроме того, у разных людей и при разных обстоятельствах они могут менять запахи. Поэтому прежде, чем покупать парфюмерию или решить, какими духами  пользоваться, следует изучить свое тело и кожу. У каждого человека свой запах кожи и волос.
 
Специфические оттенки естественного запаха кожи и волос влияют на аромат духов, в то же время и духи влияют на запах кожи и волос. В связи с этим парфюмерные изделия подбирают в соответствии с индивидуальными особенностями человека: возрастом, комплекцией, цветом волос, состоянием кожи, видом и цветом одежды‚ временем года (зима, весна, лето) и дня, местом, где вы находитесь (на улице, на службе, в театре, ресторане, дискотеке) и т. д.
 
В театре, ресторане, на работе или в другом помещении со значительным скоплением народа, в поездке не следует пользоваться духами с сильными, теплыми и пряными запахами. Они утомляют окружающих.
 
Там, где влажный воздух (например, у Моря, у реки) можно душиться более крепкими или резкими духами (туалетными водами), т. к. их запах приглушается. Следует учитывать и то, что на чувствительность восприятия немалое влияние оказывает природа: солнечная или дождливая погода, жара или холод, весна, лето или зима.
Острота обонятельных ощущений у людей, как правило, повышается весной и летом. Объясняется это тем, что солнечные лучи благотворно влияя на весь организм и нервную систему, улучшают и обоняние. Весной оно обостряется, поэтому рекомендуется применять легкие, нежные парфюмерные ароматы.
Летом, в жаркие и влажные дни, когда усиливаются естественные запахи тела, рекомендуется использовать легкие духи со свежими ароматами зелени и цветов, и вся косметика должна быть цветочного направления. Зимой обоняние ослабевает, собственные запахи сводятся к минимуму, и те парфюмерные средства, которые можно себе позволить летом, не всегда подойдут. В это время года лучше употреблять более крепкие, сильные духи. Подходят и холодные благовонные средства фантазийного направления.
Молодым людям рекомендуются духи, подчеркивающие юность и прелесть молодости.
 

Женщинам постарше лучше избрать духи, одеколоны, туалетные воды, в композиции которых преобладает пряный запах или духи с бодрящим, свежим ненавязчивым ароматом.

 
  • Брюнеткам не подходит запах резких духов. Им следует использовать для отдушивания тела, белья и одежды свежие и холодные духи.
  • Блондинкам лучше использовать парфюмерные изделия теплых ароматов.
 
При употреблении духов следует учитывать даже цвет платья. Если в одежде преобладают светлые тона, то лучше применять духи с мягкими, легкими ароматами.
 
  • Вечерними считаются теплые духи, в аромате которых преобладают пряные, бальзамические запахи.
  • Дневными признано считать духи, обладающие натуральными, цветочными запахами.
 
Для торжественных случаев лучше применять парфюмерию с пряным, цветочно-фантазийным запахом. Для работы нельзя пользоваться духами с резким запахом, в помещении со значительным скоплением людей следует избегать употребления духов с навязчивыми, слащавыми, теплыми, пряными запахами, которые раздражают обоняние. Душные, пряные духи нельзя использовать во время танцев. Для этих случаев больше подойдут холодные духи.
 

Универсальные духи. Парфюмерная промышленность выпускает духи для любого возраста, которые`с одинаковым успехом могут быть использованы и днем, и вечером.

 
При подборе парфюмерных изделий необходимо учитывать также состояние кожи. Так, людям, страдающим аллергией, лучше пользоваться не духами, а одеколонами или туалетной водоой. Поскольку там меньше спирта и композиционных веществ, они меньше сушат и раздражают кожу. И еще. При подборе парфюмерии следует знать, что сила, резкость и характер запаха ощущаются не сразу, а при постепенном испарении и по истечении некоторого времени (через 3—5 минут). Различают три основные запаха, постепенно переходящие Один в другой: начальный, основной (серединный) и остаточный.